Каникулы - активная пора социализации несовершеннолетних, расширения их личностного образовательного пространства, вовлечения в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей в выбранных видах интеллектуальной и творческой деятельности. В системе дополнительного образования детей пришкольный лагерь имеет большое значение в решении острых социальных проблем по организации отдыха, оздоровления, занятости и развития несовершеннолетних, особенно значимой является роль лагерей в организации профилактической работы с детьми и подростками в каникулярный период.
В последние годы в сохраняется тенденция к увеличению количества семей, нуждающихся в особой заботе государства – это многодетные и неполные семьи, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, которые не могут себе позволить вывести своих детей на отдых в силу материальных затруднений.
Многие дети на каникулах остаются без должного присмотра, здесь возникает риск девиантного поведения детей, вовлечения их в неформальные асоциальные группы подростков и молодежи. Также возрастает риск повышенного травматизма детей на дорогах и в домашних условиях. В каникулярный период дети, как правило, предоставлены сами себе, проводят много времени за компьютерными играми и телевидением, в сети Интернет, ограничен их досуг и др. В связи с этим актуальным и все более востребованным среди несовершеннолетних и их родителей является организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков на базе общеобразовательных организаций в условиях лагерей с дневным пребыванием детей.